Ad Patres: Ordo Missae

этот сайт посвящен святоотеческой православной латинской литургиии и технике ее служения.



оглавление:
  Modus communis
  Praeparatio ad Aspersio Aquae
  + Ordo Missae +
  + Canon Missae +
  Gratiarum Actio post Missam

 

MODUS COMMUNIS AD GESTUS LITURGICOS FACIENDOS
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ЛИТУРГИЧЕСКИХ ЖЕСТАХ


Genuflectiones ministrorum Missa celbrata: 1. Genuflectunt semper cum Celebrante, excepto Subdiaconum, dum librum tenet ad Evangelium, et dum Patenam in loco suo sustinet (hic genuflectitur solum in primo accesu ad locum et innfra utramque «Consecrationem»); 2. Quoties ad Altare accedunt et ab eo recedunt, vel ante medium transeunt; 3. Si transeunt de uno latere Celebrantis ad alterum, genuflectunt in termino a quo et in termino ad quem, non in medio: alias genuflectunt dumtaxat in termino a quo. 4. Cum defertur Missale, genuflectio fit tantum in transitu ante medium.

Коленопреклонения прислуживающих во время служения Литургии (Мессы): 1. Преклоняют колена всегда вместе с ведущим Литургию священником (далее — Предстоятелем), за исключением Иподиакона, когда он держит книгу Евангелий и когда держит Дискос на своем месте (здесь преклоняет колена только когда приходит на свое место и на Великом возношении); 2. Когда восходят к Алтарю и нисходят от Алтаря, или через середину проходят; 3. Если переходят от одной стороны Предстоятеля ко другой преклоняют колена в месте из которого и в месте к которому переходят, но не в середине; 4. Когда переносится Миссал, коленопреклонение бывает только при переходе середины Алатаря.

Osculatio manus Celebrantis Missa celebrata: Quities Missa celebrata aliquid Celebranti porrigunt, ministri osculantur primo rem, deinde manum Celebrantis; quoties vero ab eo recipiunt, osculantur primo manum, deinde rem.

Целование руки Предстоятеля во время Литургии: Когда что-либо во время служения Литургии Предстоятелю подают, прислуживающие целуют сначала вещь, затем руку Предстоятеля; когда же от него принимают, целуют сначала руку, затем вещь.

Rubrica generalis Missae pro defunctis: Cum ministri Missa defunctorum aliquid porrigunt Celebranti, non osculatur eius manum neque rem quae porrigitur.

Общее замечания для Литургии по усопшим: Когда служители на Литургии усопших что-либо подают Предстоятелю, не целуют ни его руку, ни вещь которую подают.

Signum Crucis: 1. Cum producitur super se ipsum, manus sinistra posita super pectus; 2. Cum producitur surer rem in altare positam, manus sinstra etiam in altare posita (super vel extra Corporale).

Крестное знамение: 1. Когда над собою творится, левая рука находится на груди; 2. Когда творится над чем-либо, находящимся на Алтаре, левая рука также находится на Алтаре (на Корпорале или вне его).

Ad et post Oremus: manus disiungit et usque ad Orationes conclusionem disiunctas tenet, nisi Oratio est Aufer. In Orationis conclusione manus iunguit ad verba Per Iesum Christum etc, si talis est conclusio, vel ad verba in unitate si conclusio Qui tecum est.

На и после Oremus (Помолимся): Разводит руки и их держит таким образом вплоть до заключения, если только молитва не есть Aufer. В заключении молитвы складывает руки на слова Per Iesum Christum etc, если таковое имеется заключение, либо на слова in unitate, если заключение молитвы — Qui tecum etc.

Manus iuncti: extensis et iunctis pariter digitis, et pollice dextero super sinistro posito modo crucis iunctas tenet manus, nisi pollices et indices digiti coniuncti sunt. Possunt esse ante pectus, ante faciem, et super Altare positi iuncti.

Сложение рук: держать следует руки, выпрямив и сложив ровно друг ко другу пальцы и большой палец правой руки положив на большой палец левой в виде креста, за исключением того случая, когда большой и указательный пальцы каждой руки должны быть прижаты друг ко другу. Сложенные руки могут быть перед грудью, перед лицом и на Алтарь возложены.

Coniunctio diditorum infra Canonem: postquam primo accipit Hostiam infra Canonem (id est post Sanctus) iungit digitos pollicem et indicem utrarum manuum et eo modo tenet, nisi Hostiam eisdem digitis accipit, usque ad digitorum purificationem post Communionem.

Сложение пальцев на Каноне: после того, как первый раз берет Агнца после начала Канона (после Sanctus) складывает большой и указательный пальцы обоих рук, и держит их таким образом, когда не берет теми же пальцами Агнца, вплоть до очищения пальцев после Причащения

Manus iuncti super Altare positi: Stans ad Altaris medium et ibi inclinatus (vel non inclinatus — iuxta rubricam), manus modo suprascripto iunctas super eo ponit, ita ut digiti parvi dumtaxat frontem, seu medium anterioris partis tabulae.

Возложение сложенных рук на Алтарь: Стоя в центре Алтаря и там наклонившись (или не наклонившись, — согласно Рубрикам) и руки вышеописанным образом сложенные на него возлагает так, чтобы мизинцы касались лицевой или верхне-средней части Алтаря.

Profunda inclinatio manibus iunctis super Altare positis: Pollices dexteras fronte suo tangit.

Глубокий поклон со сложенными руками, возложенными на Алтарь: Большой палец правой руки касается лба.

Manus disiunctae vel extensae: manus ante pectus extendit ita ut palma unius manus respiciat alteram, digitis simul iunctis, nisi pollices et indices iuncti iuxta rubricas sunt.

Разведение и возношение рук: Руки возносятся на уровень груди, так разведенные, чтобы одна ладонь была напротив другой, а пальцы соединены вместе, за исключением того случая, когда большой и указательный пальцы каждой руки должны быть прижаты друг ко другу.

Altaris osculatio: Altare in medio osculatur, manibus extensis aequaliter hinc inde super eo positis. Manus eodem modo positi sunt, quomodo fit genuflectio. Quoties sacerdos iam est in medio Altaris, prius illud osculari debet, et postea genuflectere; et quando vero non est in medio, sed ab aliquo Altaris latere venit, prius genuflectit et postea Altare osculatur. Diaconus osculatur Altare extra Corporale et manibus iuxta pectus iunctis.

Целование Алтаря: Алтарь целуется в середине, руки при этом возлагаются на алтарь справа и слева. Таким же образом руки полагаются на Алтаре, когда бывает коленопреклонение. Когда священник уже находится посередине Алтаря, сначала должен целовать его, а затем преклонять колена, если же с какого-либо края подходит к Алтарю, сначала преклоняет колена, затем целует Алтарь. Диакон целует алтарь вне Антиминса, руки сложив перед грудью.

Dominus vobiscum: semper dicitur in medio Altaris, si opus est, vadit Celebrans ad hoc locum iunctis manibus, et ante haec verba osculat Altare, nisi Dominus vobiscum ante Praefationem dicitur.

Dominus vobiscum: всегда говорится посередине Алтаря, и если необходимо, затем следует Предстоятель идет в нужное место со сложенными руками; перед сими словами целует Алтарь, если только Dominus vobiscum не говорится пред Префацием.

Benedictio: Erectus oculos elevat, manus expandit easque in altum porrectas, statim iungit ante pectus, benedictionem dicit. Benedictiones sunt ad verba: Gloria in excelsis Deo; Credo in unum Deum; Veni Sactificator; ante verba Te igitur; Benedicat vos omnipotens Deus.

Благословение: Стоя прямо, возносит очи, руки разводит и возносит их вверх, и тут же опуская, складывает их перед грудью и говорит благословение. Благословение бывает на слова: Gloria in excelsis Deo; Credo in unum Deum; Veni Sanctificatur; и пред словами: Te igitur; Benedicat vos omnipotens Deus.

Ad populum versio: vertit se ad populum a dextera ad sinistram, et postea eadem via retrorsum ad Altare se vertit. Ad sola verba Orate, fratres et Ite Missa est vertit se ad Altare a dextera ad sinistram et circulum fecit.

Поворот к народу: поворачивается к народу справа налево и обратным образом возвращается к Алтарю; и только на слова Orate, fratres и Ite Missa est, поворачивается к Алтарю справа налево, свершая круг.

Capitis ad Crucem inclinatio: ad nomen IESUS et SS.Trinitatis extra Evangelium.

Наклонение головы к Кресту: на имя Иисус и Пресвятой Троицы вне Евангелия.

Capitis ad librum inclinatio: ad nomen IESUS et SS.Trinitatis in Evangelio (profunda), ad nomen S.Mariae (minor), ad nomen Sanctorum de quibus honore Missa celebrata est, vel in ea fit horum commemoratio etiam ad nomina Summi Pontificis Ecclesiae et Episcopi quorum potestate et voluntate Missa celebrata est (minima).

Наклонение головы к книге: на имя Иисус и Пресвятой Троицы на Евангелие (глубокое), на имя Святой Девы Марии (малое), на имя Святого в честь праздника которого служится Литургия, либо когда о нем есть в Литургии воспоминание, а также на имена Первоиерарха Церкви и Епископа, волей которых совершается литургия (самое малое).

Missa solemni Celebrans sedet: inter diaconum et subdiaconum a cornu Epistulae iuxta Altare, cum cantatur Kyrie, Gloria et Credo.

Предстоятель сидит на торжественной Литургии: между диаконом и иподиаконом со стороны Посланий около Алтаря, когда поются Kyrie, Gloria и Credo.

 



Hosted by uCoz